Габарит подвижного состава в системе РЖД представляет собой предельное поперечное очертание, в котором должен помещаться железнодорожный транспорт в loaded состоянии (с грузом) при движении по прямым участкам пути. Этот норматив обеспечивает безопасное движение поездов и свободное прохождение через искусственные сооружения.
Содержание
Габарит подвижного состава в системе РЖД представляет собой предельное поперечное очертание, в котором должен помещаться железнодорожный транспорт в loaded состоянии (с грузом) при движении по прямым участкам пути. Этот норматив обеспечивает безопасное движение поездов и свободное прохождение через искусственные сооружения.
Основные виды габаритов подвижного состава
- Габарит Т - для вагонов и локомотивов общего пользования
- Габарит 1-Т - для специализированного подвижного состава
- Габарит 0-Т - для внутризаводского транспорта
- Габарит 01-ТМ - для метрополитена
Ключевые параметры габарита
Параметр | Значение |
Максимальная высота | 5300 мм от уровня головки рельса |
Максимальная ширина | 3400 мм на уровне 1250-3600 мм от рельса |
Минимальные зазоры | Не менее 75 мм от сооружений |
Принципы определения габарита
Габарит подвижного состава определяется с учетом:
- Колеи железной дороги (1520 мм для РЖД)
- Минимальных радиусов кривых на пути
- Возможных колебаний и отклонений при движении
- Температурных расширений материалов
- Износа ходовых частей
Соответствие габаритов сооружений и подвижного состава
Габарит | Назначение |
С | Габарит сооружений (мосты, тоннели, платформы) |
Т | Габарит подвижного состава |
1-Т | Габарит специализированного транспорта |
Контроль соблюдения габарита
- Габаритные ворота на входе/выходе депо
- Специальные измерительные тележки
- Лазерные сканирующие системы
- Визуальный осмотр ответственным персоналом
Соблюдение габаритных норм является обязательным условием допуска подвижного состава к эксплуатации на сети РЖД. Нарушение габарита может привести к аварийным ситуациям, повреждению инфраструктуры и угрозе безопасности движения.